Поиск по словарю Словарь индуизма

  • В закладки
    В закладки будет добавлено толкование к данному слову в данном словаре. Закладки сохраняются на Вашем компьютере в cookie. Если Ваш браузер не поддерживает cookie или такая возможность отключена, то сохранение закладок будет не возможно.

    Шайва-сиддханта

    (конечная цель шиваизма) - система идеалистич. философии, возникшая на юге Индии. Ее религиозным истоком является шиваизм, представленный поэтическими (гимны наянаров, в особенности "Тирувасагам" Маниккавасагара) и теологическими (шиваитские агамы) текстами. На их основе в XII-XIV вв. формируется умозрение, согласно к-рому мир, мыслящийся реальным, представлен тремя сущностями. Это: пати ("владыка") - Шива, являющийся первопричиной вселенной, высшей реальностью, абсолютом; пашу ("скот") - вечная индивидуальная душа; пашам ("оковы") - материя, понимаемая как нечистота, имеющая три разновидности: анава - изначальное неведение; карма - действия, ведущие к перевоплощению; майя - время, природа, чувства, тело и т. д. Шива обладает энергией (шакти), к-рая, будучи направленной на душу, активизирует присущие ей потенциально качества знания, ощущения, действия. С их помощью душа постоянно очищается от своих материальных оков и обретает спасение, на путь к к-рому ее наставляет сам Шива. Он же может своей милостью мгновенно освободить ее из сансары, если она принадлежит преданному ему безраздельно бхакту. Т. обр., Ш.-с. - философское осмысление личностно окрашенного ре лиг. опыта многовековой традиции тамильского бхакти. Осн. тексты Ш.-с. - объединенные в комплекс "14 шастр Ш.-с." - были созданы с XIII по XVI в. Самым ранним и наиб, важным является трактат "Сиванянабодам" (санскр. "Шиваджнянабодха") - "Учение о шиваитском знании" Мейкандара (XIII в.). Кроме него великими ачарьями Ш.-с. считаются Арунанди Дэвар, Умапати Шивачарья, Марёйнянасамбандар.