Поиск по словарю Словарь политологии

  • В закладки
    В закладки будет добавлено толкование к данному слову в данном словаре. Закладки сохраняются на Вашем компьютере в cookie. Если Ваш браузер не поддерживает cookie или такая возможность отключена, то сохранение закладок будет не возможно.

    Массы в политике

    один из субъектов политического процесса, не представляющий собой сколько-нибудь структурированного целостного образования, отлича­ющийся крайней изменчивостью, ситуативностыо существования и, в целом, неопределенностью. Тем не менее, это относительно самостоятельный субъект политики, и сознание, поведение, настроение масс исследует осо­бый раздел социально-политической психологии - массовая психология, т.к. массо­вые формы в силу своей политической значимости весьма интересуют политическую пси­хологию.
    Массовая психология рассматривает отдельного человека как члена племени, народа, касты, сословия, институции или как составную часть человеческой толпы, в известное время и для определенной цели органи­зующейся в массу (3.Фрейд).
    Первые концепции и работы, исследующие психологию масс, относятся ко 2 –й половине XIX в., когда в мировом политическом процессе помимо предста­вителей политической элиты заметную роль стали играть массы. На рубеже XIX-ХХ в.в.появляется новое понятие homo novus - человек массы - наполненный своим весьма специфическим содержанием, включающим и количественные, и качественные характеристики. "Масса" - это и значительное скопление лю­дей, толпа, и "средний", "унифицнрованный" человек, "человек-такой-как-все". "Массовой" принято называть такую социально-политическую структуру, где инди­вид нивелируется, превращается в безликий винтик социального механизма, подогнанный под его потребности.
    Появление на политической арене массы как нового субъекта было связано с индустриализацией, урбанизацией, сопровождаемыми серьезными социаль­ными и политическими потрясениями. Стихийные массовые действия в политическом поведении, как правило, являются реакцией людей на политический кризис и нестабильность, порождающие неуверенность и страх. Для этой реакции характерно преобладание иррациональных инстинктов над осознанными и прагматическими чувствами; движущие силы массовых стихийных форм по­ведения находятся, преимущественно, в иррациональных, т.е. бессознатель­ных структурах психики человека, иррациональность поступков объясня­ется стадным чувством, позволяющим отдельным индивидам отключать свою волю, сознание и действовать по законам толпы, которую характеризует истеричность, безответственность, агрессивность, анархичность, низкий интеллект, чувство неодолимой мощи и могущества, неспособность оста­новиться, начав движение и т.д. В толпе такие психологические факторы как, например, нарастание чувства неуверенности, страха, недоверия к прави­тельству и официальным средствам информации ведут к появлению слу­хов, панике, агрессии. Эмоции людей, находящихся в массе, многократно усиливаются под влиянием заражения и внушения, что получило название циркуляторной реакции. Следует отметить, что всегда находятся политические силы, готовые использовать этот эффект и получить от него определен­ный политический капитал. А история, в первую очередь на примере фашизма и большевизма, показала, что массовизация общества - одна из предпосылок возникновения тоталитарного режима и прямое следствие его политики.