Поиск по словарю Словарь русского языка

  • В закладки
    В закладки будет добавлено толкование к данному слову в данном словаре. Закладки сохраняются на Вашем компьютере в cookie. Если Ваш браузер не поддерживает cookie или такая возможность отключена, то сохранение закладок будет не возможно.

    а


    1)
    нескл., ср.
    Название первой буквы русского алфавита.
    от а до зет; от а до я
    от начала до конца; всё целиком.
    2)
    союз.
    I. противительный.
    1.
    Употребляется для соединения противопоставляемых предложений или отдельных членов предложения; соответствует по значению словам: но, зато, наоборот, напротив.
    Он шутил, а я злобствовал. Пушкин, Выстрел.
    [Серебряков:] Ты молода, здорова, красива, жить хочешь, а я старик, почти труп. Чехов, Дядя Ваня.
    С правой стороны удалось прервать распространение пожара; а влево он распространялся все шире, захватывая уже десятый двор. М. Горький, Мои университеты.
    Прежде песни тоска наша пела, А теперь наша радость поет. Лебедев-Кумач, Песня о Волге.
    ||
    При отрицании служит противопоставлению однородных членов предложения или предложений так, что один из однородных членов или одно из предложений исключается другим; соответствует по значению союзу но.
    Бывало грустно им, а скучно не бывало. И. Крылов, Два Голубя.
    Овсяников придерживался старинных обычаев не из суеверия ---, а по привычке. Тургенев, Однодворец Овсяников.
    2.
    Соединяет два предложения, второе из которых выражает несоответствие тому, что выражено в первом, и противоречит ожидаемому, должному с точки зрения говорящего; соответствует по значению союзам: но, однако.
    — За неделю еще с хозяйкой, с Амалией Федоровной, последним образом перессорились, а тут на чашку кофею позвала. Достоевский, Преступление и наказание.
    — Учится девочка в консерватории, постоянно в хорошем обществе, а одета бог знает как. Чехов, Скучная история.
    Дело к весне, а мороз все жестче. Безыменский, Комсомолия.
    |
    В сочетании со словами: „между тем“, „в то же время“, „ведь“, „вот“.
    Здоровье ее [матушки] становилось день от дня хуже, она видимо чахла, а между тем мы с нею работали с утра до ночи. Достоевский, Бедные люди.
    Ко всему Шацкий как-то без смысла и цели лгал; сегодня он граф, завтра князь, а в то же время все знали, что его родня занимается в городе торговлей. Гарин-Михайловский, Студенты.
    [Маша:] Заложил он этот дом в банке, и все деньги забрала его жена, а ведь дом принадлежит не ему одному. Чехов, Три сестры.
    Ко всем Комиссар умел найти ключик, а вот Алексей Мересьев не поддавался ему. Б. Полевой, Повесть о настоящем человеке.
    3.
    Указывает на уступительный характер противопоставления предложений или их членов; соответствует по значению словам: тем не менее, всё-таки, однако.
    Не легли еще тени вечерние, А луна уж блестит на воде. Блок, Не легли еще тени…
    Да, пройдут десятки лет, а из памяти никогда не изгладятся дороги войны. Бабаевский, Кавалер Золотой Звезды.
    |
    В сочетании со словами: „всё“, „всё-таки“.
    — Рана ваша — не опасная, а все лучше остановить кровь. Тургенев, Отцы и дети.
    [Жадов:] Рассказывайте, что хотите, а я все-таки женюсь и буду жить счастливо. А. Островский, Доходное место.
    ||
    Имея то же значение (тем не менее, всё-таки, однако), начинает главное предложение после придаточного уступительного.
    Довольно. С плеч долой обуза! Я классицизму отдал честь: Хоть поздно, а вступленье есть. Пушкин, Евгений Онегин.
    — Веришь ли, хоть и дела нет, а домой придешь весь словно изломанный! Салтыков-Щедрин, В среде умеренности и аккуратности.
    II. сопоставительный.
    Соединяя предложения, служит сопоставлению их главных или второстепенных членов, а также предложений в целом и соответствует по смыслу выражениям: что касается, в то время как и т. п.
    [Лель (поет):] Туча со громом сговаривалась: Ты, гром, греми, а я дождь разолью. А. Островский, Снегурочка.
    Дворецкий удалился, а Степан вскочил, натянул на себя кафтан и сапоги, вышел и остановился у крыльца. Тургенев, Муму.
    ||
    Служит сопоставлению одновременных событий, действий, соответствуя по значению словам: в это же время, между тем.
    Что ж мой Онегин? Полусонный В постелю с бала едет он: А Петербург неугомонный Уж барабаном пробужден. Пушкин, Евгений Онегин.
    Поручик говорил, а сам искоса поглядывал в стороны. Чехов, Тина.
    |
    В сочетании со словами: „между тем“, „в это время“.
    Попадья стала угощать меня чем бог послал. А между тем говорила без умолку. Пушкин, Капитанская дочка.
    ||
    Служит для указания на непредвиденное или неожиданное наступление действия во время другого действия; близок по значению словам: вдруг, вдруг в это время.
    [Лиза:] Молчалин на лошадь садился, ногу в стремя, А лошадь на дыбы. Грибоедов, Горе от ума.
    Опомнились косые — а перед ними и волк и волчиха зубами стучат. Салтыков-Щедрин, Самоотверженный заяц.
    III. присоединительный.
    1.
    Употребляется для присоединения предложений или членов предложения при последовательном изложении, последовательном описании ряда предметов или явлений.
    Там, ниже, мох тощий, кустарник сухой; А там уже рощи, зеленые сени, Где птицы щебечут, где скачут олени. А там уж и люди гнездятся в горах. Пушкин, Кавказ.
    В конце сада был обрыв над рекой, а за обрывом — предрассветные дождливые дали. Паустовский, Дождливый рассвет.
    2.
    Присоединяет предложения и члены предложений, связанные друг с другом временно́й последовательностью (обычно в сочетании с наречиями времени или словами, обозначающими время).
    [Бобчинский:] Сначала вы сказали, а потом и я сказал. Гоголь, Ревизор.
    Мы с Ермолаем --- отправились на охоту, а с охоты домой. Тургенев, Мой сосед Радилов.
    [Надя] пошла к себе наверх укладываться, а на другой день утром --- покинула город. Чехов, Невеста.
    В этот момент ночная тишина была нарушена грохотом сильного взрыва, а затем послышались беспорядочные артиллерийские выстрелы. Степанов, Порт-Артур.
    3.
    а) Присоединяет по связи с каким-л. членом предложения слова́, группы слов, предложения (полные и неполные), развивающие, дополняющие или поясняющие высказанную мысль.
    [Чацкий:] Чины людьми даются, А люди могут обмануться. Грибоедов, Горе от ума.
    — И все она сидит и думает, думает. А о чем думает, спрашивается? Чехов, Печенег.
    — Заблудился, видно, человек. А плутать сейчас в тайге — гиблое дело; не видно ни месяца, ни звезд. Марков, Строговы.
    ||
    Присоединяет вставные предложения, сообщающие дополнительные сведения о предмете речи.
    — Заметили ли вы, --- что на дубе — а дуб крепкое дерево — старые листья только тогда отпадают, когда молодые начнут пробиваться? Тургенев, Рудин.
    [Чернышевский] всегда отлично владел собою, и если страдал, — а мог ли он не страдать очень жестоко, — то всегда страдал гордо, один. Короленко, Воспоминания о Чернышевском.
    б) Присоединяет по связи со всей высказанной мыслью предложения и члены предложений, развивающие, дополнительно характеризующие или оценивающие сказанное.
    Инспектор с сосредоточенной злобой ходил по классу, ни слова не говоря, а это был дурной признак. Помяловский, Очерки бурсы.
    [Тригорин:] Мы с вами едва ли еще увидимся когда-нибудь. А жаль. Чехов, Чайка.
    — Солдат в ад попал ---. Как быть? Осмотрелся служивый. А был не промах. Голубов, Багратион.
    |
    В сочетании со словами: „в самом деле“, „иногда“, „именно“, „сверх того“, „главное“ и т. п., указывающими на характер уточнения мысли, направление распространения или ограничения ее, мотивировку, оценку добавляемого и т. п.
    Я хотел Давным-давно приняться за октаву. А в самом деле: я бы совладел С тройным созвучием. Пушкин, Домик в Коломне.
    [Петр Петрович] взял на себя часть издержек по нашему проезду в столицу, а именно: сам вызвался, на свой счет, доставить нашу поклажу и большой сундук. Достоевский, Преступление и наказание.
    ||
    В сочетании со словами: „значит“, „потому“, „следовательно“, „стало быть“ и т. п. присоединяет предложения или члены предложения, в которых содержится вывод, заключение из сказанного ранее.
    Предполагалось отдать Сережу в гимназию, а следовательно требовалось познакомить его хоть с первыми основаниями древних языков. Салтыков-Щедрин, Рождественская сказка.
    Ума ее никто не видал и не знает, а потому о нем — ни слова. Чехов, Перед свадьбой.
    ||
    В сочетании с местоимением „всё“ присоединяет предложения или члены предложения, указывающие на причину высказанного ранее.
    — Отстал я от хороших людей, ах как отстал! А все дела, дела! Чехов, Дом с мезонином.
    4.
    Употребляется при внезапном переходе к другой мысли, к другой теме высказывания (в речи одного лица или в диалоге).
    — Ну что́? в отставке?.. как?.. что поделывали?.. — Скучал! — ответил Печорин, улыбаясь… — А помните наше житье-бытье в крепости? Лермонтов, Максим Максимыч.
    — Да и ты меня расстроила, Верочка, — очень огорчила! Я и ослабела. А тяжелая моя жизнь, Верочка. Чернышевский, Что делать?
    — Всем кланяйся. А ты, Игнатьев, не забудь передать пакет Быстрецову. Чехов, Почта.
    5.
    Употребляется в начале реплики как приступ к разговору.
    Дорогой невольно я опять завел разговор о Бэле и о Печорине. — А не слыхали ли вы, что сделалось с Казбичем? --- спросил я. Лермонтов, Бэла.
    — А знаешь что, мама? — сказал Володя, неожиданно поворачиваясь к матери, — знаешь, о чем я думаю? Григорович, Проселочные дороги.
    — А ты видела картину про композитора Глинку? Паустовский, Кордон «273».
    IV. присоединительно-усилительный.
    Употребляется в начале вопросительных и восклицательных предложений для усиления выразительности (часто в сочетании с местоимениями и наречиями: как, какой, сколько и т. п.).
    [Городничий:] А уж я так буду рад! А уж как жена обрадуется! Гоголь, Ревизор.
    Ничего не сделать, ничего не достигнуть --- в продолжение целого года — значит потерять год, значит не жить в продолжение целого года. А сколько таких годов теряется у людей! Белинский, Русская литература в 1845 г.
    — Что ты мне рассказываешь, — не сдавался Федор Лукич. — А в книгах, а в романах что написано? Читал? Бабаевский, Кавалер Золотой Звезды.
    ||
    В начале ответов на вопросы придает бо́льшую выразительность ответу, выделяя то или иное слово.
    — Что это? Что это такое? — спросил он у ямщика. — А горы, — отвечал равнодушно ногаец. Л. Толстой, Казаки.
    [Лиза:] Борис Николаевич, что с вами? [Чепурной:] А ничего… слушаю! М. Горький, Дети солнца.
    а (не) то…
    1) иначе, в противном случае.
    — Надо глядеть в оба, — сказал он себе, а не то как раз пропадешь! Салтыков-Щедрин, Премудрый пескарь.
    [Чубуков:] Замолчи, а то я подстрелю тебя из поганого ружья, как куропатку! Чехов, Предложение;
    2) на самом деле, в действительности.
    — Уж так бы и говорила… а то еще лжет. Лермонтов, Вадим.
    [Марья Андреевна.] Да, если б это счастье было возможно для меня! А то мне нечего жалеть, нечего ждать. А. Островский, Бедная невеста;
    3) потому что, так как.
    — Мы решили --- с вашего дозволения остаться здесь ночевать; а то уж темно, и ваши мужики могут напасть на нас на дороге. Пушкин, Дубровский.
    [Аркадина:] Костя, закрой окно, а то дует. Чехов, Чайка;
    4) или, или же.
    — Но ты не церемонься! ежели скучно, то приезжай ко мне, а не то так и просто пришли за мной. Салтыков-Щедрин, Круглый год.
    — Надо сделать, чтоб ее [кухарку] прогнали. Надо, незаметно, соли во все подбавлять, — если у нее все будет пересолено, прогонят ее. А то керосину! М. Горький, В людях;
    5) в соединении с вопросительными местоимениями или местоименными наречиями образует сочетания с утвердительным значением как ответ на предшествующий вопрос: конечно, безусловно так.
    — Так ты говоришь, что ты отвинтил эту гайку для того, чтобы сделать из нее грузило? — А то что ж? Не в бабки ж играть! Чехов, Злоумышленник;
    6) употребляется при выражении согласия после первоначального отказа.
    [Анна Ивановна:] Что ж это они не идут, соколы-то наши?.. Не сходить ли за ними? [Любовь Гордеевна:] Нет, не надо. А то, пожалуй, сходи. А. Островский, Бедность не порок;
    7) употребляется при уговаривании, пожелании.
    — А не то пожили бы, маменька, в Дубровине. Салтыков-Щедрин, Господа Головлевы.
    3)
    частица.
    1. побудительная.
    Употребляется при повторном обращении к кому-л. для привлечения внимания.
    [Дарья:] Барышня, а барышня! Где вы тут? А. Островский, Бедная невеста.
    2.
    вопросительная.
    а) Употребляется как вопросительный отклик на обращение или при переспросе нерасслышанного.
    — Ридель! — повторил он громко. — Ридель! — А? Что таков? — проговорил я словно спросонья. Тургенев, Стук… стук… стук!
    [Бубнов:] Настёнка! [Настя:] А? М. Горький, На дне.
    б) После предложений, требующих ответа, подтверждения и т. п., выражает побуждение к ответу или к действиям.
    — Небось я уже надоел вам, а? Чехов, Палата № 6.
    [Рагозин] схватил мальчика за руку и подвел к рисункам. — Смотри. Нравится, а? Федин, Необыкновенное лето.
    в) В вопросах и восклицаниях выражает сильное удивление, восхищение или возмущение.
    — Каково горит, а? чай, из Покровского славно смотреть. Пушкин, Дубровский.
    [Полина:] Вы представьте: в четверг я еду в деревню, вдруг свистят! Даже мне свистят, а? М. Горький, Враги.
    4)
    междом.
    Часто произносится удлиненно (а-а-а!) и в зависимости от интонации выражает различные эмоциональные состояния.
    1.
    Выражает припоминание, догадку, удивление.
    — Кузина, помнишь Грандисона? — Как, Грандисон?.. а, Грандисон! Да, помню, помню. Где же он? Пушкин, Евгений Онегин.
    Потом ее как будто что озарило — да так, что она невольно шепнула: — А!.. Она вдруг догадалась, что Нежданов отвернулся от нее. Тургенев, Новь.
    — Подали оладьи — не ест! — А-аа!.. — удивился Костыль. — Не ест! Чехов, В овраге.
    2.
    При встрече с кем-л. выражает узнавание.
    — Это кто тут? — спросил он. — А, Тонька! С. Антонов, Знакомый.
    Василий из коридора постучал к нему. — Да, прошу, — отозвался хозяин и обернулся навстречу. — А-а, это ты! Садись. Игишев, Шахтеры.
    ||
    Выражает удовольствие, радость (при виде кого-, чего-л.).
    — А, милый князь, нет приятнее гостя, — сказал Билибин, выходя навстречу князю Андрею. Л. Толстой, Война и мир.
    — А-а-а! Андрей Ильич! Наконец-то вы к нам пожаловали! Куприн, Молох.
    3.
    Выражает досаду, негодование, угрозу, злорадство.
    [Городничий:] Инкогнито проклятое! Вдруг заглянет: «А, вы здесь, голубчики!» Гоголь, Ревизор.
    — А-а! каблуками бить да еще браниться! — закричал Сережа. Л. Толстой, Детство.
    [Татьяна Никоновна:] А! теперь тошно; а то так матери не слушаться! А. Островский, Старый друг лучше новых двух.
    [Попова:] Вы струсили? Да? А-а-а-а! Нет, сударь, вы не виляйте! Чехов, Медведь.
    — А-а, братец мой, а ты как же думал, так это тебе и сойдет с рук? Серафимович, Заяц.
    4.
    Выражает решимость с оттенком досады.
    Иногда при ударе карт по столу вырывались выражения: — А! была не была, не с чего, так с бубен! Гоголь, Мертвые души.
    5.
    Выражает ужас, отчаяние, боль и т. п.
    — А! А!.. — закричала Наташа, с ужасом выкатывая глаза. Л. Толстой, Война и мир.
    — Ааа! что я сделал! — прокричал он [Вронский]. Л. Толстой, Анна Каренина.
    Со стоном грохнулся кто-то за дверью. — За что бьете?.. Злодеи!.. ааа-аа!! Вересаев, К жизни.