Поиск по словарю Католический словарь

  • В закладки
    В закладки будет добавлено толкование к данному слову в данном словаре. Закладки сохраняются на Вашем компьютере в cookie. Если Ваш браузер не поддерживает cookie или такая возможность отключена, то сохранение закладок будет не возможно.

    Австрия

    Республика Австрия
    (Republik Еsterreich) — гос-во в Центр. Европе; столица — Вена; офиц. яз. — немецкий; терр. 83 858 кв. км; нас. 8,14 млн. чел.: католики — 76,31% , протестанты — 4,77%, христиане иных конфессий — 2,7%, мусульмане — 2,46%, иудеи — 0,2%, не исповедующие никакой религии и атеисты — 8,6%, неизвестно о рел. принадлежности — 3,7%.
    Исторический очерк
    Земли совр. А. к югу от Дуная были завоеваны к I в. до н.э. римлянами и относились вплоть до VI в. н.э. к различным провинциям Римской империи: Норик, Реция и Паннония, заселенным преимущественно кельтскими племенами. Первое документированное свидетельство о распространении христианства в этих землях относится к 174 н.э. Христ. общины возникали прежде всего в крупных поселениях вдоль Дуная. В IV–V вв. здесь складывалась церк. организация: еп-ва Вирин (Цолльфельд), Теурния (Санкт Петер им Хольц), Агунт (Линц), Курия (Хур), Лауриак (Лорх). Ко времени гонений имп. Диоклетиана восходят известия о нескольких христ. мучениках в этих землях: в Лауриаке был казнен за исповедание Христа рим. воин Флориан вместе с 40 др. христианами, в Петтау — еп. Викторин. Дальнейшее распространение христианства было приостановлено вторжением герм. племен в эпоху Великого переселения народов (V в.). После 568 западно-австр. земли были заняты аварскими и баварскими племенами, среди которых в VI–VII вв. действовали ирл. миссионеры. С именем св. Руперта связано основание аббатства Св. Петра в Зальцбурге (ок. 700) и еп-ва Зальцбурга (ок. 710). Это еп-во (после 789 — архиеп-во), как и еп-во Пассау, было форпостом христианизации Юж. и Вост. А. и центром распространения герм. культурного влияния. После того как в 788 Карл Великий присоединил Баварию к Франкскому королевству, Зальцбургскому архиеп-ву было поручено распространение христианства среди славян в Моравии (напр., архиеп. Адалрам ок. 830 крестил слав. князя Привина), поэтому архиепископы Зальцбурга были противниками христианизации Моравии др. миссионерами, в т.ч. Кириллом и Мефодием.
    В X в. во время венг. нашествия (900–955) церк. структуры в австр. землях были разрушены. После победы Оттона I над венграми при р. Лех (955) Церковь начала постепенно возрождаться.
    В гос-ве австр. герцогов Бабенбергов, занимавшем значительную часть терр. современных земель Вена, Нижняя А. и Верхняя А., шло дальнейшее развитие церк. структур. 270 лет правления Бабенбергов были ознаменованы для центр. части будущей А. стремительным культ., рел. и полит. развитием. Действуя согласно распоряжениям Папы Григория VII, Зальцбургские архиепископы Гебхард (1060–88) и Тимо (1090–1102) заслужили славу реформаторов Церкви в А. Расцвет монаш. орденов в А. пришелся на время правления архиеп. Конрада I (1106–47), когда монастыри становились центрами христ. просвещения в стране. Наиболее активно действовали регулярные каноники св. Августина, бенедиктинцы, премонстраты и цистерцианцы. В правление Леопольда VI (1198–1230) гос-во Бабенбергов стало одним из наиболее могущественных княжеств Свящ. Рим. империи, а Вена превратилась для этих земель в центр распространения христ. культуры.
    После прекращения династии Бабенбергов (1246) и победы нем. короля Рудольфа Габсбурга над богемским королем Пршемыслом II Оттокаром (1278), захватившим австр. земли в 1251, в А. на 636 лет (1282–1918) установилось правление Габсбургов. С 1438 Габсбурги неизменно являлись императорами Свящ. Рим. империи (кроме 1742–45). Важным очагом развития рел. жизни и богосл. наук стал основанный в 1365 князем Рудольфом IV Венский ун-т.
    В течение XVI в. в австр. земли проникала Реформация. Хотя правящий дом оставался католическим, местное дворянство почти целиком приняло протестантизм, и к 1570 А. стала по бóльшей части протестантской. Широкому наступлению Реформации пытались оказать сопротивление вел. кн. Фердинанд (с 1558 имп. Фердинанд I), Венские епископы Иоанн Фабер (1530–41) и Фридрих Наузег (1541–52), а также иезуиты, основавшие в 1552 в Вене свою коллегию. В то время главным преобразователем жизни Католической Церкви в А. стал провинциал иезуитов Пётр Канизий. Значительную роль в возрождении Католической Церкви, помимо иезуитов, играли капуцины, варнавиты и сервиты. Позиции католичества укрепились при императорах Рудольфе II (1576–1612), Маттиасе (1612–19) и Фердинанде II (1619–37), большое значение в этом имела деятельность катол. епископов: еп. Венского Мельхиора Клесла, еп. Лавантского Георга Штобеуса и еп. Зескауского Мартина Бреннера. После Тридцатилетней войны (1618–48) Контрреформация одержала полную победу над протестантизмом — А. вновь стала католической.
    В XVII–XVIII вв. А. переживала мощный расцвет культуры катол. барокко; вместе с тем, начиная с 1750-х, все более возрастало влияние гос-ва на дела Церкви. В контексте государственно-церк. отношений эта эпоха получила название иосифизма (с 1765 до 1790, в более широком значении — вплоть до 1850). При имп. Иосифе II (1780–90) в церк. жизни произошли многочисл. перемены. Были реорганизованы многие катол. епархии и основано большое количество новых приходов, в то же время были распущены созерцательные монаш. ордена, а их имущество передано в церк. фонды. Католическая Церковь перешла под контроль императора, а священников гос-во рассматривало как правительственных чиновников. Политика иосифизма обострила отношения А. со Св. Престолом, с которым А. с конца XVII в. пребывала в состоянии постоянных конфликтов на полит. почве.
    Изменившаяся полит. ситуация в Европе периода наполеоновских войн вынудила имп. Франца II, приняв титул австр. императора (1804), сложить с себя корону императора Свящ. Рим. империи, прекратившей свое существование в 1806. После Венского конгресса (1814–15) в А. усилилась тенденция к упрочению «альянса алтаря и трона». Австр. канцлер Клеменс фон Меттерних видел в Церкви прежде всего защиту от революционных и освободительных течений в среде европ. народов. В это время гос-во по-прежнему старалось доминировать над Церковью, но вместе с тем возросло катол. влияние в обществ. и культ. жизни, в первую очередь благодаря деятельности монаха-редемпториста Климента Марии Хофбауэра (1751–1820), в венском кружке которого были собраны лучшие силы дворянства, крупнейшие деятели политики, науки и лит-ры, а также студенчество.
    Революционные события 1848–49 подорвали альянс абсолютистской монархии и Церкви. 1860–70-е прошли под знаменем борьбы либерализма против влияния Церкви, что позднее отразилось в австр. законодательстве (в конституциях 1860, 1861 и 1867). В то же время авторитет Церкви возрастал благодаря развитию катол. печати, организации Дней католиков (с 1850) и деятельности епископата. 18.08.1855 между А. и Св. Престолом был заключен конкордат, положивший конец политике иосифизма в государственно-церк. отношениях. В 1861 имп. Франц Иосиф издал новый манифест о веротерпимости. Однако новым кабинетом министров (т.н. «буржуазным министерством»), назначенным имп. после принятия Декабрьской конституции 1867, был проведен ряд реформ, ограничивающих сферу действия конкордата 1855, что вызвало резкий протест со стороны Католической Церкви. Под давлением имп. и «буржуазного министерства» австр. епископы вошли в ряды оппозиции на I Ватиканском соборе, а провозглашение догмата о безошибочности Папы в 1870 австр. правительство использовало как предлог для разрыва конкордата.
    Первая мировая война привела к установлению в А. республиканского строя. Сразу же после провозглашения республики Католическая Церковь призвала верующих оставаться лояльными к новому полит. строю и активно сотрудничать в его установлении. Католики принимали деятельное участие в полит. жизни, создав Христианскую социальную партию. Опорой этих процессов была деятельность видного политика священника Игнаца Сайпеля (1876–1932), занимавшего пост канцлера в 1922–24 и 1926–29. В то же время авторитарные полит. взгляды Сайпеля, сформировавшиеся в парламентской борьбе против марксистского и нацистского влияния, вели к ослаблению демокр. начал в об-ве. Полит. последователь Сайпеля и его преемник на посту канцлера в 1932–34 Энгельберт Дольфус (1892–1934) создал в А. авторитарное гос-во, опиравшееся на поддержку Католической Церкви. «Австрия, — заявил в 1932 Дольфус, — разрабатывает конституцию, вдохновляемая принципами, положенными Папой Пием XI в основу энциклики Quadragesimo anno». Во главе церк. иерархии А. в 1913–32 стоял архиеп. Венский кард. Ф.Г. Пиффль (1864–1932), инициатор и создатель многочисл. церковных институтов и ассоциаций. Новый конкордат, заключенный в 1933 (ратифицирован в 1934), определил статус Католической Церкви в гос-ве, а также статус дух. и рел. образования, узаконил деятельность церк. школ и пастырскую деятельность в вооруженных силах; гос-во также признало законность церк. браков.
    Во время нацистской оккупации А. (1938–45) Церковь подвергалась преследованиям со стороны национал-социалистов. Конкордат 1933 игнорировался нацистским пр-вом, катол. организации и школы были распущены, гражданские браки введены как обязательные, церк. фонды конфискованы в пользу Третьего рейха. Было закрыто большое количество монастырей, многие священники, монахи и миряне подверглись преследованиям, отправлены в концлагеря или казнены. Под давлением национал-социалистов ок. 300 тыс. человек официально разорвали отношения с Церковью.
    После освобождения А. церк. организации были восстановлены, отношения между Церковью и гос-вом начали улучшаться. Многие верующие вступили в катол. организации для мирян: «Katholische Aktion» («Католическое действие»), «Katholische Jugend» («Католическая молодежь»). В 1957 австр. пр-во признало конкордат 1933 и обратилось к Св. Престолу с предложением вступить в переговоры для внесения в него поправок в связи с изменившимися обстоятельствами. В 1960, 1962, 1964 и 1968 между А. и Св. Престолом были достигнуты соглашения, регулирующие совр. положение Католической Церкви в стране. После II Ватиканского собора были проведены реформы литург. жизни, получили распространение новые формы пастырской деятельности, что значительно повысило степень участия мирян в жизни Церкви. Папа Иоанн Павел II посещал А. в сент. 1983, в июне 1988 и в июне 1998.
    Статистика Католической Церкви
    В стране существует 2 митрополии, 7 епархий, 1 воен. ординариат, 1 ординариат для украинцев визант. обряда, 1 территориальное аббатство, 3049 приходов, 22 епископа, 2776 епарх. свящ., 2202 монаха-свящ., 479 монахов, 6492 монахини. Число католиков лат. обряда — 6207 тыс., визант. обряда — 5 тыс.