один из древнейших правовых институтов, представляющий собой право собственности (частного лица, общины, государства) на человека как на вещь. Обычными атрибутами Р. были торговля рабами и внеэкономическое принуждение к труду. Часто господство над личностью раба включало в себя право рабовладельца произвольно применять к нему любое наказание вплоть до смертной казни. Зародившись на стадии разложения первобытнообщинного строя, Р. достигло в некоторых обществах (Древняя Греция. Древний Рим) такого развития, что позволило некоторым ученым говорить о существовании особой экономической формации - рабовладельческого строя. Источник Р. составляли: иноплеменники,захваченные в плен во время войн или
…
Далее
один из древнейших правовых институтов, представляющий собой право собственности (частного лица, общины, государства) на человека как на вещь. Обычными атрибутами Р. были торговля рабами и внеэкономическое принуждение к труду. Часто господство над личностью раба включало в себя право рабовладельца произвольно применять к нему любое наказание вплоть до смертной казни. Зародившись на стадии разложения первобытнообщинного строя, Р. достигло в некоторых обществах (Древняя Греция. Древний Рим) такого развития, что позволило некоторым ученым говорить о существовании особой экономической формации - рабовладельческого строя. Источник Р. составляли: иноплеменники,захваченные в плен во время войн или предпринимаемых с этой целью операций (набеги, пиратство и т.п.); соплеменники,обращенные в Р. за неуплату долгов, за преступления и т.д.; естественный прирост рабов; работорговля. Начальной формой Р.было патриархальное Р..связанное с натуральным видом хозяйства и характеризовавшееся тем. что рабы входили во владевшую ими семью, жили обычно под одной крышей с хозяином, но выполняли более тяжелую работу. Патриархальное Р. существовало в той или иной степени у всех народов мира при переходе их к классовому обществу. В Древней Греции и в Древнем Риме Р. носило массовый характер, а рабский труд стал основой хозяйства. Здесь бесправное положение раба приобрело абсолютный характер. раб признавался не личностью. а "говорящим орудием". Экономическая неэффективность рабского труда в конце концов (к IV в.) заставила римлян внести коррективы в положение рабов - им стал предоставляться пекулий, т.е. определенное имущество (земельный участок, мастерская, лавка и т.п.), часть дохода от которого они должны были отдавать хозяину.В период раннего средневековья в возникших на территории Римской империи "варварских" государствах (особенно в государстве остготов в Италии и вестготов в Испании} Р. играло все еще заметную, но уже не ведущую роль в хозяйстве. Значительная часть рабов "сидела на земле", платя господину оброк, и постепенно сливалась с обедневшим слоем крестьян-общинников в группу феодально-зависимого крестьянства. К X1I1 в. в большинстве стран Западной Европы Р. фактически исчезает, однако в городах Средиземноморья (особенно в Венеции и Генуе) широкая торговля рабами (перепродажа их из Турции в Северную Африку) продолжалась до XVI в. В Византии процесс изживания Р. завершился только в конце XI-XII вв. путем слияния рабов с зависимым крестьянством. У германцев и славян Р. было распространено преимущественно в патриархальной форме; на Руси существовало еще в IX-XII вв. в виде холопства.В крупнейших странах Востока - Китае, Индии и др.Р. в его патриархальной форме сохранилось вплоть до развития там капиталистических отношений. а иногда существовало и наряду с ними. Основным
…
Перейти к полному виду статьи
Свернуть