(лат. medicina, от medicus— врачебный, лечебный, medeor — лечу), область науки и практич. деятельность, направленные на познание процессов, происходящих в организме здорового и больного человека с целью сохранения и укрепления его здоровья и разработки методов распознавания, лечения и предупреждения болезней. Состояние М. на всех этапах её [ее] развития обусловлено материальными условиями жизни общества, его общественным строем и господствующей идеологией, общим уровнем культуры, достижениями естествознания и техники. Совр. М. как комплекс науч. дисциплин включает 3 условно выделяемые группы. Медико-биологич. дисциплины изучают строение и функции здорового и больного организма, возбудителей
…
Далее
(лат. medicina, от medicus— врачебный, лечебный, medeor — лечу), область науки и практич. деятельность, направленные на познание процессов, происходящих в организме здорового и больного человека с целью сохранения и укрепления его здоровья и разработки методов распознавания, лечения и предупреждения болезней. Состояние М. на всех этапах её [ее] развития обусловлено материальными условиями жизни общества, его общественным строем и господствующей идеологией, общим уровнем культуры, достижениями естествознания и техники. Совр. М. как комплекс науч. дисциплин включает 3 условно выделяемые группы. Медико-биологич. дисциплины изучают строение и функции здорового и больного организма, возбудителей болезней, влияние на организм лекарств. средств (анатомия человека, патол. анатомия, мед. микробиология, фармакология и т. д.). Клинич. дисциплины исследуют болезни человека, методы их распознавания, лечения и профилактики (внутр. болезни, хирургия, инфекц. болезни и т. д.). Медико-социальные и гигиенич. дисциплины изучают воздействие окружающей среды на организм и меры улучшения здоровья населения (напр., социальная гигиена, общая гигиена, эпидемиология). Врачебное дело выделилось в качестве самостоят. профессии на ранних этапах развития рабовладельч. общества. В 5 в. до н. э. врачебное искусство достигло вершины в деятельности древнегреч. врача Гиппократа. Исключительное влияние на развитие М. имел врач Др. Рима Га-лен (2 в.). Науч. основы М. были заложены в 16—19 вв. Падуанский учёный [ученый] А. Везалий дал правильное описание строения человеческого тела, англ. учёный [ученый] У. Гарвей открыл кровообращение. Учёные [Ученые] разных стран (Дж. Морганьи, М. Биша, Н. И. Пирогов, К. Рокитанский, Р. Вирхов и др.) ввели во врачебную практику сопоставление клинич. наблюдений с результатами посмертных вскрытий, что позволило установить локализацию и материальный субстрат мн. болезней. Франц. учёные [ученые] Ф. Мажанди и К. Бернар, нем. учёный [ученый] И. Мюллер ввели в М. физиол. эксперимент. Физиол. направление М. получило особое развитие во 2-й пол. 19 в. в России в преемственной деятельности И. М. Сеченова, С. П. Боткина, И. П. Павлова и их школ. Работами Л. Пастера и Р. Коха, установивших микробную природу мн. болезней, началась “бактериологич. эра” М. Исследования И. И. Мечникова положили начало изучению проблем иммунитета. Развитию М. способствовала разработка методов исследования больного (перкуссия, аускультация, анамнестич. метод и др.). На рубеже 19 и 20 вв. М. обогатилась рентгенологич., электрокардиографич. и др. методами лабораторной и инструментальной диагностики. Совр. М. испытывает глубокое влияние научно-технич. революции. Радиоэлектроника внесла в М. принципиально новые методы регистрации функций органов и систем, управляемые устройства для временной
…
Перейти к полному виду статьи
Свернуть